Газ 2705 Газель, Соболь, 3110 и 31105 "Волга"
Ремонт и эксплуатация автомобиля


"Газель" Газ-2705 >> Электрооборудование >> Электрооборудование автомобилей с двигателями ЗМЗ-4025, ЗМЗ-4026 >> Регулятор напряжения

Рис. 9.15. Электрическая схема регулятора напряжения и его соединения с генератором: R1 — резистор МЛТ 68-220 кОм (подбирается при регулировке); R2 — резистор МЛТ 220 кОм; R3, R13 — резисторы МЛТ 10 кОм; R4, R11, R12 — резисторы МЛТ 3,3 кОм; R5 — резистор МЛТ 820 Ом; R6, R10 — резисторы МЛТ 470 Ом; R7 — резистор МЛТ 51 Ом; R8 — резистор МЛТ 1,3 Ом; R9 — резистор МЛТ 430 Ом; R14 — резистор МЛТ 100 Ом; С1, С2 — конденсаторы К73—24В-100В-0,1 мкФ; СЗ — конденсатор К50-29-160В-4.7 мкФ; С4 — конденсатор К73-21В-160В-2.2 мкФ; L1 — дроссель; V1 — стабилитрон Д818Б; V2 — транзистор КТ361Б; V3 — транзистор КТ315Б; V4 — транзистор КТ3107Б; V5 — диод КД522Б; V6 — транзистор КТ850А; V7 — диод КД208А; V8 — транзистор КТ819Г; V9 — диод КД209А; 1 — выключатель зажигания; 2 — штекер; 3 — плавкий предохранитель на 60А; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — генератор; 6 — регулятор напряжения




Генератор работает совместно с бесконтактным транзисторным регулятором напряжения 13.3702—01* ( рис. 9.15 ).

* На части автомобилей может быть установлен регулятор напряжения 50.3702.

Измерительным элементом регулятора является стабилитрон VI, управляющий транзисторами. Выходной транзистор изменяет ток (среднее значение) в цепи обмотки возбуждения генератора и тем самым поддерживает напряжение генератора в заданных пределах.
Техническая характеристика регулятора напряжения
Регулируемое напряжение должно быть 13,8—14,5В при частрте вращения генератора от 2800 до 12 000 мин -1 , нагрузке от 5 до 40 А; температуре от –20 до +80° С.
Падение напряжения на выводах «Ш» и «–» регулятора при токе 4 А в цепи обмотки возбуждения и температуре 20° С не более 1,6 В.
Регулятор напряжения имеет защиту от возможного короткого замыкания в цепи обмотки возбуждения.
Техническое обслуживание и ремонт
Техническое обслуживание регулятора напряжения заключается в проверке его параметров. Проверка может производиться непосредственно на автомобиле или на стенде. Для проверки необходимо иметь вольтметр постоянного тока со шкалой до 20—30 В и ценой деления 0,1—0,2 В.
При средней частоте вращения двигателя (1700—2000 мин -1 ) включить ближний свет и на этом режиме произвести замер напряжения. Напряжение на выводе «+» регулятора напряжения должно быть 13,8—14,5 В при температуре регулятора 20° С.
Если при проверке регулятора напряжения показание вольтметра не укладывается в указанные выше пределы, регулятор напряжения следует заменить.
Для нормальной работы системы генератора и регулятора напряжения очень важное значение имеет состояние электропроводки между генератором, регулятором напряжения и аккумуляторной батареей, а также надежность их соединения с корпусом.
Поэтому, прежде чем отыскать неисправности в работе генератора или регулятора напряжения, необходимо тщательно проверить состояние указанной электропроводки и правильность подключения проводов. Дефекты, обнаруженные при проверке проводки (обрывы проводов, нарушение изоляции, короткие замыкания, загрязнение наконечников и т. д.), должны быть устранены.
Отсутствие зарядного тока может быть вызвано срабатыванием электронной защиты регулятора напряжения в случае короткого замыкания в цепи обмотки возбуждения генератора. После устранения короткого замыкания работа регулятора автоматически восстанавливается.

Рис. 9.16. Схема проверки регулятора напряжения: 1 — генератор; 2 — указатель тока; 3 — вольтметр; 4 — регулятор напряжения; 5, 6 — выключатели; 7 — нагрузочный резистор; 8 — аккумуляторная батарея




Ремонт и регулировка регулятора напряжения должны производиться квалифицированными специалистами. Для этого необходим испытательный стенд Э242 или изготовить стенд, оборудованный электродвигателем для вращения генератора 161.3701 с плавным изменением частоты до 3000 мин -1 , аккумуляторную батарею, резистор (ламповый или проволочный) для создания токовой нагрузки до 20 А и прибор для проверки полупроводниковых приборов. Схема простейшего стенда для проверки регулятора напряжения показана на рис. 9.16 .
Для проверки необходимо включить выключатель 5 и плавно увеличить частоту вращения генератора до 3000 мин -1 . Затем включить выключатель 6 и резистором 7 создать нагрузку 20 А по указателю тока 2. Напряжение, регулируемое регулятором, будет показывать вольтметр 3.
Если при проверке на стенде регулятор напряжения дает завышенное или заниженное напряжение, подбором резистора R1 (см. рис. 9.15 ) добиться регулируемого напряжения в пределах 13,8—14,5 В при температуре регулятора 25° С. Если регулятор не обеспечивает нормального возбуждения генератора, пpoвepьте величину падения напряжения на выводах «Ш» и «–» регулятора напряжения при токе в цепи обмотки возбуждения 4 А. Падение напряжения не должно превышать 1,6 В. Чрезмерное падение напряжения указывает на неисправность регулятора.

Рис. 9.17. Схема проверки падения напряжения в регуляторе напряжения: 1 — регулятор напряжения; 2, 3 — выключатели; 4 — указатель тока; 5 — резистор; 6 — аккумуляторная батарея; 7 — вольтметр




Схема проверки регулятора напряжения показана на рис. 9.17 . Перед включением выключателя резистор 5 должен иметь сопротивление 4 Ом.
После установления тока 4 А по указателю тока 4 включить выключатель 3. Вольтметр 7 должен показывать напряжение не более 1,6 В.
Если регулятор не регулирует напряжение генератора, то в первую очередь необходимо проверить стабилитрон, а затем остальные полупроводниковые приборы. Если регулятор не обеспечивает нормальное возбуждение генератора (в цепь обмотки возбуждения ток не поступает), то в первую очередь необходимо проверить выходной транзистор и при необходимости остальные.
Неисправные полупроводниковые приборы подлежат замене.




Описания по ремонту и эксплуатации иномарок
Ремонт автомобилей Жигули ВАЗ 2108, 2110

Руководство по обслуживанию и ремонту автомобилей УАЗ Патриот, Хантер, 3151 и др.

Копирование и Использование материалов сайта без прямой ссылки - запрещено.
Copyright © 2007 - Gaz3110.ru